Чтобы начать поиск, введите здесь запрос

Андрей и Иван Баташёвы .

1. История Выксы
2. Андрей и Иван Баташёвы

Братья Андрей и Иван Баташёвы жили в XVIII веке, для России это был век блистательных военных побед, научных открытий, достижений в металлургической промышленности, великих идей просвещения, расцвета русского искусства и литературы.

Выходцы из промышленной Тулы, они во II-й половине XVIII века обосновались в среднем Приочье, где создали мощную промышленную зону, которая к 1800 г. давала 9% чугуна от общего его производства в стране с учётом Урала. Россия в 1800 г. произвела чуть больше 10 млн. пудов чугуна, а заводы братьев Баташёвых — 0,9 млн. пудов.

Братья Андрей и Иван Баташёвы работали вместе 28 лет (1755 – 1783 гг.), из них 18 лет — на выксунской земле. После их смерти деятельность Баташёвых потомки оценивали по-разному. Люди высшего общества, заискивавшие перед ними при жизни, стали поговаривать шепотком о незаконно нажитом ими богатстве, а потом об этом говорить стали громко и даже писать в газетах. А народ их помнил как жёстких, порой жестоких заводчиков-крепостников. В начале XX века в русском обществе опять заговорили о Баташёвых: одни — как о талантливых предпринимателях, а другие — как об эксплуататорах народа. Но истина-то где-то посередине.

После раздела в 1783 году братья Андрей и Иван Баташёвы, построили каждый по три завода самостоятельно. Андрей Родионович, имеющий четырёх сыновей от двух жён, раздела не хотел, сердился на брата, угрожал ему: «Без меня пропадёшь!». Но Иван Родионович не пропал, а стал одним из лучших заводчиков Замосковного Горного округа. Он был награждён орденом «Святого Станислава», его портрет висел в одном из залов Департамента Горных и Соляных дел (сейчас находится в музее Горного института Санкт-Петербурга).
Иван Родионович хорошо усвоив опыт работы с братом, отбросил ошибочные его подходы и методы. Что же он усвоил из опыта работы с Андреем Родионовичем положительного?
Знание металлургии, всего заводского дела и убеждение, что развивать металлургическое производство надо многовекторным, универсальным с разумной специализацией отдельных заводов — так легче можно приспособиться к требованиям рынка.

Заботу о технических кадрах, от них зависит внедрение новинок науки, техники, организация производства и труда, что серьёзно влияет на повышение конкурентной способности заводов на рынках металла.
Заботу о выпуске только качественной продукции, работать без брака, беречь авторитет заводов среди заказчиков.
Иван Родионович отказался от жёстких наказаний людей за проступки и ошибки, которые в гневе применял брат. Одним из первых заводчиков он понял, что наступило время, требующее решения социальных вопросов — начал строить при крупных заводах больницы, школы, дома призрения (приюты для стариков), церкви, харчевые склады (магазины).
В цехах заводчик применил также одним из первых нормирование труда и сдельную его оплату — ввёл недельный урок для мастеровых (задание, норму) и недельную оплату труда — таким образом, лишил, почитал (старших мастеров) возможности самоуправства.

В горнозаводском хозяйстве И.Р. Баташёва металлургическое производство было организовано полным циклом и включало: добычу руды, её подготовку к плавке, получение древесного угля (куренные работы), выплавку чугуна, отливку из него деталей, предметов (из литейных марок чугуна), переработку передельных марок чугуна в железо и сталь, изготовление из них продукции ковкой, волочением, прокаткой, холодной обработкой на станках.
Построив в 1784 году Сноведской завод, как чугуноплавильный и железоделательный, Иван Родионович в зависимости от заказов и спроса на рынке мог производить и домашнюю утварь, посуду, а мог и пушки, промышленное оборудование и разные изделия из железа и стали. В 1798 году, построив косную фабрику в Виле и в связке с ней в 1803 году проволочную фабрику в Проволочном ниже по реке Железнице, в двух верстах от Вили, он создал хорошо работающий Верхне-Железницкий завод, проволочное производство которого существовало до пожара 1927 года и всегда было прибыльным. С годами оно расширялось, переносилось и на другие заводы, так как из проволоки делали гвозди, её применяли при упаковке грузов, перевозимых на судах или на подводах, для ограждения пастбищ и военных сооружений. Потом изобрели стальной канат из проволоки, позже проволока потребовалась для сооружения линий связи и электросетей.

Известно, что в 1829 году на Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге заводы Шепелева демонстрировали 12 видов проволоки, а в 1885 году в Казани за проволоку и гвозди заводы ОВГЗ получили золотую награду.
Стратегическое мышление заводчика И.Р. Баташёва проявилось в освоении всех видов технологии при производстве тогда дефицитнейшего металла — стали. На его заводах стальные изделия получали всеми известными тогда методами:
Цементацией или томлением изделия в углеродосодержащей среде при температуре 10000С в специальных томильных печах.
Прямым получением из руды в маленьких доменках (по сути, в сыродутных горнах).
Трёхстадийным укладным способом (сложным).
В 1806 году предложили свой способ производства стали — литовки печи в секретной конструкции.
В декабре 1820 года на заседании Департамента Горных и Соляных дел рассматривали записку «Способы делания стали на заводах господина Коллежского асессора Ивана Родионовича Баташёва», где указывалось, что означенные заводы производят даже сталь булатного типа. За изготовление холодного оружия главноуправляющий Максим Перфильевич Горностаев в 1813 году получил золотую медаль. Сталь — основной материал для изготовления машин, и производство её — фундамент для развития машиностроения вообще, поэтому заводы И.Р. Баташёва и вошли в тройку лидеров по изготовлению паровых машин и пароходов в I-й половине XIX века.
Первая в России пармашина была изготовлена на заводе К. Берда в Петербурге в 1804 году, в Выксе на Верхнем заводе — в 1815 году. Первый пароход, построенный в России на заводе Берда, — пароход «Елизавета» — ходил по Неве с 1815 года. Второй пароход в 1817 году был построен на заводе князя Всеволожского в Пожве (Камский бассейн), третий – пароход «София» — был построен в Сноведи и спущен по Оке в 1823 году.

После изгнания французов за пределы России и окончания войны с Наполеоном началось восстановление разрушенного хозяйства деревень, сёл, городов западных и центральных губерний. Заводы И.Р. Баташёва, как и другие, нуждались в реконструкции. Дмитрий Дмитриевич Шепелев (муж внучки Даши) уговорил престарелого Ивана Родионовича взять кредит, пригласить опытных специалистов литейщиков М.Е. Кларка, его сына Егора Матвеевича из Петербурга, а также иностранных механиков Трувеляра и Моргана, чтобы провести коренную реконструкцию заводов.

К 1821 году Иван Родионович был хозяином шести заводов: Выксунского, Велетьминского, Железницкого, Сноведского, Верхне-Железницкого и Унженского, огромного прудового хозяйства при заводах — гидросистемы из 8-ми прудов, водохранилищ в Велетьме и Сноведи (не входящими в неё), нескольких конных дворов, куреней, мельниц, пилорам, двух судоверфей (в Сноведи и Досчатом), вёсельного и бурлацкого флотов, 148 979 десятин 1 455 квадратных саженей земли и леса, 12 528 душ людей. Но кроме всего этого были ещё производства, обслуживающие само горнозаводское хозяйство, а именно: валяльня суконная, полотняная и бумажная фабрики, охотничьи угодья и псарня, огороды, скотные дворы, плодовые сады и оранжереи, кирпичные сараи, ветряки.

По материалам статей старейшего краеведа Н.А. Князевой, посвящённым важнейшим вехам истории Выксы.

3. Садово-огородное хозяйство И.Р. Баташёва, его подсобные промыслы
4. Сезонные работы крестьян, в хозяйстве И.Р. Баташёва
5. Отрицательные явления в хозяйстве И.Р. Баташёва
6. Заключение

ВВЕРХ