История Выксы.

1. Краткий очерк о добаташёвском периоде истории Выксы и Выксунского района.

Первым известным письменным документом по истории Приочья является летопись готского историка Иордана от шестого века н.э. В ней сказано, что в селении Городок (около современного г. Кадома Рязанской обл.) жило многолюдное племя «мордус». Оно успешно развивалось как полуфеодальное государство, сформировав языческую городецкую культуру, хорошо изученную археологами. Со временем при распаде этой культуры образовалось несколько племён, в том числе мордвы. А из мордвы с годами обособились племена мокшан, живших в бассейне р. Мокша, и эрзян в бассейне р. Тёша и севернее. Язык у них единый — мордовский. Мокшане, смешиваясь с северными и северо-западными племенами славян (соседей), образовали племена мещёры и муромы, которые жили в междуречье Клязьмы и Оки. Язык их, к сожалению, утерян.
«К середине IX века все земли по течению Оки были уже включены в славянскую державу Рюрика». Муром, как центр Муромского княжества, упоминается в летописи в 862 г. н. э. и только в XII веке из него выделяется самостоятельное княжество Рязанское.

Мордовские княжества эрзя и мокшан в XIII веке были развитыми мощными государственными образованиями, иногда успешно воевавшими с Русью. Их князья Пургас и Пуреш — национальные герои мордвы, о которых в народе сохранилось много легенд и преданий. Однако и Русь давала им сдачи, теснила их на восток, юго-восток и юг, а татары давили на мордву во встречном направлении.

Татарский Хан Батый в 1236 г. покорил Булгарию и мордву-мокшан, а в 1239 г. и мордву-эрзя. Часть земли татары захватили себе, выгнав и перебив население, остальную присоединили к Казанскому ханству, население обложили тяжёлым ясаком. В 1237 г. для контроля над завоёванным населением был построен на р. Мокше улусный центр город-крепость Темников. В среднем течении р. Мокши поселился Хан Саид Махмуд, а в устье Мокши к 1298 г. — хан Бахмуд (позже от них пошли князья Адашевы и Кудашевы).
При Иване III в 1484 году к русскому государству были присоединены земли современных Вознесенского и Темниковского районов. В трагический для Руси 1521 год объединённые отряды ногайцев, крымских и казанских татар «доскакали» до Москвы, сожгли её, разорили по дороге многие селения, убили людей. Разорённый Темников заново построили в 1536 г. Охотникам выксунской округи, жителям Нижней Вереи известно, где проходит дорога «татарка», по которой татары добирались до Оки.
После покорения Казани в 1552 г. Иван Грозный укреплял новые границы страны на юге устройством засек и возведением крепостей (Шацк, Кадом, Наровчат, обновлённый Темников), он привлекал на свою сторону князей мордвы. Красноречиво об этом говорит грамота Ивана Грозного от 1552 г. на имя Исинея, сына Бутакова, дозволяющая ему княжение — «имать с мордвы рязанский ясак». Центром княжества Исинея было с. Бутаково, существующее и сейчас в Вознесенском районе. Раньше в селе стояла церковь с крестом и полумесяцем.

Для выксунцев бесценным документом является грамота Ивана Грозного от 08.03.1564 г., по которой земли района были подарены служивому его войска Ивашке Кильдяеву (он же Дружина). Проводнику 17-титысячного войска Ивана Грозного Ваське Чухляеву, который вёл его «от деревни Лесной (Липни) до деревни Саконы» были тоже подарены земли района.
Из писцовых книг известно, что с 1564 г. в стране был установлен единый государственный налог на крестьян присоединённых земель — «мордва ли, татары ли, русские ли — всё едино» с длинным перечнем платежей в год («2 чети ржи или 9 пудов, 2 чети овса» и т.д.).

Татарское и мордовское население платило ясак и своим князьям (мурзам), а их, например, в Темниковском уезде в 1597 г. было 443.С середины XVI века идёт активная и насильственная христианизация мордвы, появляются монастыри, новые поселения — поместные, дворцовые, монастырские. Санаксарский монастырь близ Темникова основан в 17 веке. В нём могила Фёдора Ушакова, который в старости жил у брата. Умер в сентябре 1817 г. Возникали селения и на правом берегу Оки: Туртапка — 1570 г., Змейка — 1637 г., Мотмос, Шиморское, Рудня. Торилась дорога на Ардатов — Арзамас и далее.

Мирные селяне правобережья Оки отвоёвывали у леса поляны для сельскохозяйственных нужд — для пашни, пастбищ, они пользовались дарами леса, с XVII века занимались рудодобычей, продавая руду муромским кузнецам. По сведениям Милославского (сборник Нижегородской архивной комиссии от 1887 года, т.13, стр.3) — «в д. Рудной (около пристани в Досчатом) в сыродутных горнах получали и готовое железо». Большая часть территории района была покрыта былинными муромскими лесами, которые тянулись 100 — верстовой полосой южнее Оки от Урала к Мурому, Брянску, Чернигову.
О богатстве муромских лесов, о событиях, связанных с ними, существует масса легенд, преданий и мифов, в их числе и былинный миф о Соловье-разбойнике, которого победил Илья Муромец. А он — разбойник-Соловей «промышлял» возле Туртапки.
В драматическом и героическом XVII веке в истории России местные леса наполнялись «беглыми»: крепостными крестьянами, убежавшими от помещиков, участниками восстания под руководством Ивана Болотникова (1606-1607 гг.), соратниками Степана Разина (1667 г.), православными, недовольными реформами Никона (староверами). Они строили и обживали землянки в труднодоступных местах, в глухомани, зимой и летом дымились трубы их жилищ.
Среди обитателей леса были люди, не брезговавшие разбоем на дорогах — они грабили торговые обозы, на Оке нападали на торговые суда. О таких людях писал первый выксунский краевед А.А. Лопатин, называя их «двуногими» соловьями, которые не только свистели по-соловьиному, а и с усвистками в руках нападали на путников, обозы и караваны. Усвисток — дубина, заострённый кол — распространённое орудие лесной вольницы, которая была «головной болью» и для основателей выксунских заводов — братьев Андрея и Ивана Баташёвых. Насколько серьёзной была эта проблема для братьев Баташёвых понятно из фактов, свидетельствующих об установках пушек на крышах некоторых зданий и даже церкви Рождества Христова и в начале ХIХ века.

Известна и судьба первого сноведского завода, построенного муромчанами в 1724 году и спалённого разбойной братией в 1726 году, восстановленного и окончательно закрытого в 1732 году. Известна легенда о попе-Сороке с сыновьями, промышлявшими разбоем (записана А.А. Лопатиным). В основе легенды могла быть судьба попа-расстриги, провинившегося в чём-то и построившего свою жизнь совсем не так, как у всех.
Но интереснее иных преданий и легенд правда из истории соседнего Вознесенского района, часть земель которого в 1921-1928 годах входила в состав Выксунского уезда. Старинное мордовское село Ошпире с 1237 года входило в состав княжества Бутакова, в 1484 году в составе Шацкого уезда попадает под власть русского царя. Село Ошпире находилось в центре восстания Болотникова, при подавлении которого сгорело дотла. После подавления восстания село вновь отстроено и переименовано сначала в Костино, потом в Кузятово, в 1661 году — в Вознесенское.
Крестьянская война под руководством Степана Разина шквалом прокатилась по региону, село Вознесенское сгорело, было разорено и снова отстроено. Село Вознесенское стало очень известным в округе, когда А.Р. Баташёв в 1785 году построил в нём передельный завод, работавший в связке с Илевскими заводами. В ХIХ веке завод дважды перепродавался, последние владельцы его братья Шиповы закрыли завод в 1910 году, с 1902 года завод уже работал с перебоями.
Заводам, основанным в Выксе в 1766 году (год первого выпуска чугуна), судьба уготовила иную судьбу — судьбу флагмана металлургической промышленности России в течение двух с половиной веков и имеющего сегодня хорошие перспективы!

По материалам статей старейшего краеведа Н.А. Князевой, посвящённым важнейшим вехам истории Выксы.

2. Андрей и Иван Баташёвы
3. Садово-огородное хозяйство И.Р. Баташёва, его подсобные промыслы
4. Сезонные работы крестьян, в хозяйстве И.Р. Баташёва
5. Отрицательные явления в хозяйстве И.Р. Баташёва
6. Заключение