История города Лысково.

Лысково — одно из древнейших поселений на территории Нижегородской области. В прошлом – село, ныне город,являющийся центром Лысковского района. Город расположен на правом берегу Волги, в 89 км к востоку от Нижнего Новгорода на федеральной автомагистрали М-7 Москва — Нижний Новгород — Казань — Уфа. История этого города берет свое начало в XII-XIII веках и тесно связана с судьбой великой русской реки Волги. Ныне Волга отошла от Лыскова к северу, отделив город 5-километровой полосой лугов и озер.Сейчас Лысково — межрайонный промышленный центр. В городе несколько десятков промышленных предприятий, транспортных и строительных организаций. Одно из главных мест занимает Лысковский электротехнический завод. В Лысковo сохранились архитектурные памятники XVIII и начала XIX веков. Так же достопримечательностью города является макарьевский монастырь, расположенный на живописном берегу Волги.

Лысково является одним из старейших населенных пунктов Нижегородского Поволжья. Однако местом его возникновения была не современная территория города. Первоначально Лысково располагалось на высоком мысу за рекой Сундовик к западу от современной застройки. До настоящего времени здесь хорошо сохранились валы и рвы старинной русской крепости, а на ее территории, занимаемой ныне колхозным полем, археологами прослежены бывшие улицы и отдельные строения. Материалы археологических раскопок 1955 года свидетельствуют о том, что первоначальное Лысково было русско-мордовским селением, возникшим в XII—XIII веках.

В позднейшее время — примерно во второй половине XIV столетия—селение превратилось в крепость. Раскопками установлено, что по восточной стороне земляной вал крепости был воздвигнут на месте бывших жилищ, уничтоженных стихийным бедствием — пожаром. Этот пожар можно приурочить к 1367 году, когда войска Булат-Темиря «пограби уэед весь даже идо Волги и до Сундовити и села княжи Борисовы»

В сохранившейся грамоте о передаче Нижегородскому Благовещенскому монастырю земельных угодий от 20 февраля 1423 года говорится о лысковских и курмышских наместниках, т. е. указывается на то, что еще в начале XV столетия Лысково было военно-административным центром, как и Курмыш. После строительства крепости на ее территории был поселен гарнизон, размещавшийся здесь вплоть до середины XVII столетия. В переписке владельца Лыскова (в середине XVII в.) боярина Б. И. Морозова с лысковским приказчиком говорится о вызове в Москву «села Лыскова Оленья острогу казака Ивашки Шадры», а также упоминается о челобитной десяти стрельцов Оленинского острога, которым Морозов приказал выдать деньги на строительство дворов.
Однако в XVI — начале XVII века основная масса населения Лыскова жила уже вне крепости — на посаде за рекой Сундовик, на территории современного города. Это переселение, видимо, было связано с рядом хозяйственных неудобств, вытекающих из положения крепости. К ним следует отнести крутизну и высоту скатов мыса, а также трудности в водоснабжении. К середине XVII века на территории крепости, кроме стрелецкой слободки, существовала лишь небольшая деревушка в 9 крестьянских дворов с самостоятельным названием «Оленья гора». Тем не менее лысковцы по-прежнему продолжали заботиться об укреплении и чинили его. Так, в 1660 году крестьянам было приказано «на городовую поделку привезть с полуосмака по бревну трех сажен». В то же время дорога на Н. Новгород из Лыскова по-прежнему проходила через территорию крепости. Боевая служба лысковской крепости впервые отмечена в русских летописях под 1411 годом. В январе этого года войско московского великого князя Василия Дмитриевича, находившееся в крепости, отбивало здесь натиск отрядов болгарских и жукотинских князей. Эти отряды были приведены претендентами на нижегородский великокняжеский стол князьями Данилой и Иваном Борисовичами — сыновьями последнего самостоятельного нижегородского великого князя Бориса Константиновича. Осаждавшим удалось сломить сопротивление защитников. Лысковская крепость была взята, и лишь небольшая часть московского войска сумела пробиться сквозь боевые порядки нападающих и бежать к Нижнему Новгороду. Вот как рассказывается об этом событии, отмеченном в ряде русских летописей: «Toe же зимы месяца генваря на память святого Иоанна Кушника бысть бой на Лыскове князю Петру Дмитриевичю Московскому и князем Ростовским и Ярославским и Суздальским со князем Данилом Борисовичем Нижняго Новгорода и с его братом с князем Иваном и с Болгарски князи с Жукотинским. И бысть между их сеча зла и ту убиен бысть князь Данило Васильевич и инии мнози падоша от обоих стран: сташа же на костех князи Новгородские да князи Казаньстии»

Падение Лысковской крепости и разгром московского войска имели тяжелые последствия. Нижний Новгород был взят без боя. Произошла временная реставрация Нижегородского великого княжества. На следующий год Данило и Иван Борисовичи получили ханский ярлык на Нижний Новгород и стали оказывать содействие тверскому князю в его борьбе с Москвой. Памятью об этом сражении являются частые находки наконечников стрел, копий, остатков колчанов на западной стороне крепости вдоль берега реки Сундовик.
Немаловажную роль сыграла Лысковская крепость и в событиях января 1536 года, когда войско казанских феодалов вторглось на территорию края и «воеводам великого князя Муромским и Новгородцким весть пришла». Выступившим из Мурома и Нижнего Новгорода русским войскам удалось разгромить передовой татарский отряд. Продолжая движение, русское войско «татар дошли на становищах в вечер под Лысковом».

Факт остановки вражеского отряда на зимний ночлег на подступах к Лыскову говорит о том, что вступить в него с хода было нельзя. Очевидно, здесь речь идет о ночлеге у стен Лысковской крепости, в которой укрылось местное население. И хотя боя не произошло, так как обе стороны отступили под покровом ночи, защитная роль крепости для жителей Лыскова на этот раз не подлежит сомнению.
Лысковская крепость, или, как ее называют, крепость на Оленьей горе, расположена на правом коренном берегу Волги. От современного Лыскова ее отделяют долина и русло реки Сундовик. Волга и Сундовик образуют здесь мыс, три стороны которого имеют крутые скаты 30— 40-метровой высоты. Эти скаты надежно прикрывают подступы к крепости, вал которой проходит по верхней кромке мыса, повторяя его очертания. На четвертой — западной — стороне крепости линия вала проходит по прямой, отсекая мыс от поля. Здесь вал дополнительно усилен глубоким рвом. Ров и валы крепости хорошо сохранились до настоящего времени за исключением отдельных участков, разрушенных оврагами.Общий периметр крепости составляет 2044 м, т. е. равен периметру стен Нижегородского кремля. Высота вала по обмерам 1665 года составляла 1,5 сажени и примерно соответствует современной. Однако по северной стороне, выходящей к береговому скату Волги, вал значительно ниже, что объясняется наличием хорошей естественной защиты. По вершине вала проходила деревянная стена крепости «острог сосновой и дубовой»— массивный частокол высотой в 4,5—5 м. С внутренней стороны к нему примыкали подмостки, на которых располагались защитники крепости. Археологическим обследованием в ряде мест установлено, что вал крепости подновлялся на протяжении срока ее службы по крайней мере два-три раза.

По указанию переписной книги 1665 года Лысковская крепость имела 10 башен, в том числе 2 проезжих. Собственных названий башни не имели. Документы XVII века характеризуют их по географическому положению: «башня от Макарьевского монастыря и от реки Волги», «наугольная», «под мельницей Лошкарихою» и т.д.
Проезжие башни крепости располагались на восточной и западной ее сторонах. Через них проходила «нижегородская дорога» из Лыскова. Следы этой дороги — земляная дамба на пойме и съезд с остатками вымостки камнем — сохранились до настоящего времени. Перед башней, на склоне, примыкающем к дороге, сохранились и остатки рва. В XVII столетии этот ров был усилен «стоячим тыном»— частоколом, укрепленным на его дне. Через ров тогда же существовал деревянный мост, по которому дорога вела к воротам в башне. Все проезжие и непроезжие башни Лысковской крепости были как бы врезаны в линию вала, которая прерывается в местах их нахождения. Проезжие башни были шестиугольными в плане и имели в окружности по обмерам 1665 года 14 сажен и в поперечнике 4,5 сажени. Кровли башен были шатровыми, а стены «рублены в замок». Башни имели два яруса. В нижнем ярусе находился проезд со створчатыми воротами, а в верхнем размещались защитники крепости. Верхний ярус был оборудован караульными окнами — бойницами, располагавшимися на высоте около 7 м. Общая высота проезжих башен достигала 12—13 м.
Кроме проезжих башен на восточной стороне крепости, как указывает Переписная книга, были ворота, сделанные непосредственно в стене «и теми вороты ходят к реке Сундовику по воду». На месте этих ворот и дороги, спускавшейся к реке, ныне образовался овраг, глубоко врезавшийся в территорию крепости. При раскопках 1955 года в районе этих ворот были обнаружены следы 9 крестьянских дворов XVII столетия (столько их числилось по Переписной книге 1665 года в деревне Оленина гора). Очевидно, и ворота возникли в позднейшее время в связи с хозяйственными нуждами населения этой деревни. Восемь непроезжих башен крепости были квадратными с длиной стороны около 7 м. Они были также двухъярусными, но рубились в угол, так, как рубятся поныне деревянные здания. В верхние ярусы их вели лестницы, закрывавшиеся люками на петлях. Высота непроезжих башен была несколько меньшей, чем проезжих, но достигала 9—10 м. Следует особо отметить центральную башню на южной стороне крепости, которая имела дополнительную функцию — обеспечение водой защитников крепости. От нее был «выведен за город тайник, поставлен сруб сосновой… до колодезя, что копан для городцкой водяной нужи». На месте башни и тайника — хода к колодцу — ныне возник глубокий овраг.

К середине XVII столетия крепость на Оленьей горе уже находилась в глубоком упадке. Гарнизона в ней, за исключением упомянутой ранее стрелецкой слободки, уже не было, не было и вооружения на башнях. Вал и острог-частокол местами обвалились, на многих башнях отсутствовала кровля, колодец в конце подземного хода-тайника был занесен песком и «воды в нем не сыскано». Еще большую картину разрушения крепости рисует Писцовая книга 1680 года и Отказная книга 1700 года. По указанию последней, в крепости сохранилось всего 4 башни, а на ее территории отмечается «в дву местах на 80 саженей лес сосновой, роща». Следует, однако, отметить, что и в XVII столетии была предпринята попытка произвести ремонт крепости силами лысковцев. Сохранилась грамота 1660 года от тогдашнего владельца Лыскова боярина В. И. Морозова лысковским приказчикам. В ней говорится: «В нынешнем в 168 году писали вы ко мне, что по моему указу на Оленье горе острогу смотрили и острог де весь исподи погнил и во многих местах повалился и дела де будет много, а и зделать и он де будет непрочен и безводен… А вы де нарядили на городовую поделку велели привезть с полуосмака по бревну трех сажен… и вы де велите острог делать. И как к вам ся моя грамота придет и вам бы городом не спешить делать ево погодить».Этим документом, запрещающим попытку ремонта крепости на Оленьей горе, и заканчивается, по сути дела, ее история.

Строители крепости, умело использовав рельеф местности, создали мощное сооружение, хорошо обеспечивающее нужды обороны, но неудобное для постоянного проживания населения и его хозяйственной деятельности. В результате территория крепости была покинута населением даже ранее чем окончательно отпала нужда в ней.Благодаря этому вал и рвы крепости хорошо сохранились доныне, хотя частично и разрушены оврагами.
Само название Лысково произошло, видимо, от Лысой горы, около которой селение расположено. Иные утверждают, согласно легенде, что город свое название получил от имени татарского хана Лыско, захватившего древнее поселение.
До XVII века село принадлежало к числу дворцовых имений, а затем было подарено царём Алексеем Михайловичем своему воспитателю, боярину Борису Ивановичу Морозову, однако после смерти Морозова имение вернулось к государю как «выморочное», поскольку у боярина не было наследников.
В период бунтов под руководством Степана Разина Лысково одним из первых присоединилось к восставшим, встретив его передовые ватаги колокольным звоном с крёстным ходом, иконами и песнопениями.
В 1686 году село было подарено выехавшему в Россиию сыну картлийского царя Вахтанга V — Арчиле (Шах-Назар-хану), а после пресечения его рода вновь вернулось в число дворцовых волостей. В 1724 году Пётр I пожаловал Лысково другому выходцу из Закавказья — сыну царя Вахтанга VI — Бакару. Под управлением грузинского рода село было вплоть до 1852 года, когда в 90-летнем возрасте умер Егор Александрович Грузинский, последний из лысковских грузинских царей. После его смерти имение перешло к его дочери и её мужу, графу Толстому.
В XVII веке Лысково становится значительным населенным пунктом, центром крупной дворцовой волости. В нем 444 двора, вдвое больше, чем в Балахне. Более половины населения составляют ремесленники, кустари и мелкие торговцы. Сильному экономическому развитию Лыскова способствовала возникшая на левом берегу Волги у стен Макарьевского монастыря ярмарка, вскоре ставшая всероссийским торжищем. Официально считается, что ярмарка существует с 1641 года, когда по указу царя Михаила Федоровича все пошлинные доходы от ярмарки были отданы монастырю «на свечи, на ладан, на церковное строение и братии на пропитание». Ярмарка просуществовала до 1816 года, до того августовского дня, когда все 29 корпусов, вмещающих более 300 лавок, гостиный двор, биржу, 8 трактиров, харчевни-балаганы и другие ярмарочные строения были уничтожены пожаром.

Ярмарка из Макарьева была переведена в Нижний Новгород, но это не привело к упаду экономической жизни Лыскова. В конце XVIII и особенно в первой половине XIX века здесь сильно развивается хлебная торговля. Лысково становится крупным центром хлебной торговли Росси, уступая по вывозке хлеба только Рыбинской пристани. По большим грунтовым дорогам, связывающим город с окружающими его уездами Нижегородской губернии, а также из Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Казанской губернии тянулись сюда тысячи обозов с хлебом. В Лысково сосредотачивалось более 2 млн. пудов зерна — пшеницы, ржи, ячменя, овса, более 70 пудов льносемян. В огромные бревенчатые склады, построенные на высоких сваях, — «чалые амбары» — ссыпался хлеб. А весной во время разлива Волги к ним подводились баржи, нагружались зерном и направлялись в Н.Новгород, Ярославль, Рыбинск. Значительное количество зерна перерабатывалось на месте. В Лысково и его окрестностях было 28 водяных и 166 ветряных мельниц. Лысковская мука и хлеб славились далеко за пределами Нижегородской губернии.

Во второй половине XIX века с развитием железнодорожной сети центр хлебной торговли из Лыскова переместился в Нижний Новгород и Рыбинск. Лысково выделялось не только хлебной торговлей, но и кустарными промыслами. Ремесленники более тридцати специальностей занимались выработкой разнообразных видов изделий кустарного производства. Кузнецы ковали из железа подковы, разные по весу молотки, лемеха и сошники для сельского хозяйства, якоря для речных судов. Медники выплавляли почтовые колокольчики, бляхи для конской упряжи. Изготовлялось большое количество игольного товара — наперстки, железные и медные булавки, кольца, серьги, брошки и запонки, медные пуговицы.
Лысковские мастера делали из железа для хранения денег и драгоценностей так называемые «персидские шкатулки» — одно- и двухдонные с художественной росписью, с секретными запорами. Железные ящики, балагурские замки, замки сундучные двухбортные с приятным мелодичным перезвоном и многие другие изделия пользовались спросом на Макарьевской ярмарке, а потом и на Нижегородской. Многие ремесленники занимались сапожным, кожевенным, гончарным, сундучным, солодовенным и другими видами кустарного производства.
В середине XIX века в Лысково проживало около 6000 жителей, было 926 домов, много постоялых дворов, харчевен и чайных, торговых лавок и лавчонок, полок и прилавков, 9 церквей, больница, несколько каменных зданий, построенных купцами.

После Октябрьской революции, в 1921 Советской властью году принимается постановление о преобразовании Лыскова в город. Но лишь в 1925 году это постановление утверждается ВЦИКом. Организуются сапожная артель, артель портных-швейников, слесарная артель. Был организован также промкомбинат в помещении бывшего небольшого металлического завода, принадлежавшего до революции купцу И.И.Тараканову. Здесь изготовлялись железные сундуки, ремонтировались двигатели внутреннего сгорания, отливались из чугуна различные детали к сельскохозяйственным машинам. Налаживалось кирпичное производство в артели «Кирпич». В 1923 году после ремонта был пущен пивоваренный завод.Увеличивается число школ. Ведется работа по благоустройству города. Была построена небольшая электростанция. На улицах города и в учреждениях появился электрический свет. Строились тротуары из досок, на пыльной базарной площади в центре города был разбит сквер.
Началась Великая Отечественная война. Многие жители города ушли защищать Родину от немецко-фашистских захватчиков. За ратные подвиги в борьбе с врагом более 2000 лысковчан награждены орденами и медалями, 6 удостоены звания Героя Советского Союза. Во время войны, в 1941 году создается Лысковский электротехнический завод (ЛЭТЗ) по выпуску электроаппаратуры, главным образом для Горьковского автозавода, автомобильных и тракторных заводов страны Ныне в Лысково несколько десятков промышленных предприятий, транспортных и строительных организаций. Но главная роль принадлежит Лысковскому электротехническому заводу. В 1941 году завод выпускал 5 номенклатурных изделий, ныне это и различные типы сигналов, предохранительные блоки, соединительные панели, стеклоочистители, электропровода и другое электрооборудование, необходимое для автомобильной и тракторной промышленности. Завод выпускает также предметы быта — электроутюги, электропаяльники. Увеличилась производственная площадь завода, увеличилось число рабочих, в несколько тысяч раз увеличился объем валовой продукции. При заводе построены детский комбинат, столовые, библиотеки, продовольственные и промтоварные магазины и бытовые мастерские.Велико значение электротехнического завода для города. С его развитием связана вся история промышленного развития Лыскова. С ростом автомобилестроения в стране увеличивается и потребность в изделиях, выпускаемых заводом. Осваиваются новые виды изделий, которые выдаются на комплектацию для автомобилей «Жигули» Волжского автомобильного завода г.Тольятти, и для Камского автозавода г.Набережные Челны. Исторически сложившаяся металлообрабатывающая промышленность в Лыскове представлена металлофурнитурным заводом.Металлофурнитурный завод — тоже крупное промышленное предприятие. Много различных нименований металофурнитуры выпускает завод и поставляет для предприятий легкой промышленности в г. Н.Новгород и другие города России.

В городе развита пищевая промышленность. Старейшее предприятие пищевой промышленности — пивоваренный завод — существует с 1860 года. В прошлом все оборудование состояло из четырех котлов. Никакой механизации, ручной труд. Ныне это завод-комбинат. Продукцией завода являются различные сорта пива, безалкогольных напитков, плодово-ягодные вина, товарный солод. Лысковское пиво всегда славилось своим хорошим качеством. Продукция завода поставляется в районы Нижегородской области, товарный солод — в города Свердловск, Пензу, Ярославль, Орел и др. Также в городе существует консервный завод, маслосырзавод, хлебзаводы.
Легкую промышленность в Лыскове представляют трикотажная и строчевышивальная фабрики, продукция которых пользуется большой популярностью во многих городах России. Кроме отмеченных предприятий, в Лыскове есть кирпичный завод, химкомбинат строительных материалов, мебельное производств, предприятия комбината бытового обслуживания. Лысково — важный транспортный узел. Он связан с городом Н.Новгородом и Княгининским, Спасским, Воротынским районами, а также с городами Чувашии — Чебоксары, Ядрин.

Старинные крепости Нижегородского Поволжья. Кирьянов И.А.
География Горьковской Области. Трубе Л.Л.

Подборка фотографий города Лысково.